Цикл статей на английском языке для Сообщества британских ботанических художников

Елена Бабкина

Иногда фрилансерам приходится выполнять проекты, которые трудно уложить в рамки делового алгоритма «Задача. Решение. Результат». Их ценность находится не в бизнес-измерении или сиюминутном практическом применении, а в общечеловеческой, просветительской и культурной природе этих редких проектов, в нашем случае – популяризации искусства и науки. С 2020 года я пишу статьи для Сообщества британских ботанических художников. Конечно, мне выдаются основные «технические параметры», например, объем – не более 2500 слов, имя одного из выдающихся ботанических художников в качестве темы, общая особенность всех статей – обязательное упоминание Леонардо Фибоначчи, и еще пара менее значимых параметров. В остальном же предоставляется полная творческая свобода, как и принято в сфере искусства. В данной, второй по выпуску статье, речь идет о знаменитой художнице Марии Сибилле Мериан.

РЕШЕНИЕ
Ну, как сказать решение….
Решения – это стихия Фибоначчи, а у меня только сбор и анализ информации, архитектурно-смысловое построение статьи, обращение к мировоззрению читателя и вовлечение его в размышления.

«Великий талант всегда указывает нам на взаимосвязь частей, которые мы видели, но не догадывались соединить».
(Д. Хадеева. Из курса лекций Российской государственной библиотеки «Экскурсоводы Ленинки рассказывают», сессия «Мария Сибилла Мериан», 2020)

Биография Марии Сибиллы Мериан досконально изучена, ее творения хранятся во многих музеях мира, изучаются поколениями искусствоведов. Она не просто живописец, а гениальный ученый, опередивший свою эпоху на много лет. И в наши дни, через 300 лет после ее смерти, современные энтомологи, ботаники, биологи изучают инсектологию по ее иллюстрациям, гравюрам, акварелям и дневникам.
Я поняла, что бессмысленно в миллионный раз излагать факты ее жизни, хронологию событий или рассказывать истории. Целесообразнее было сосредоточиться на философии работ художницы, её значимости для науки и всего человечества. При этом важно было не скатиться в популярный ныне стиль «увлекательный примитивизм» (а напишите-ка простенько и интересненько), требуемый определенными заказчиками и не менее определенной частью аудитории. К счастью, читатели Сообщества не относятся к подобным реципиентам.

Канву статьи помогла сформировать сама Мария Сибилла. Ее главный труд, опубликованный в Амстердаме в 1705 году, называется «Metamorphosis insectorum Surinamensium» (Метаморфозы насекомых Суринама). Метаморфозы. Превращение во что-то иное. Объект или явление может распадаться на части, но никогда не исчезает, напротив, из частей возникает новое целое, новое явление/объект с новыми взаимосвязями. Эта идея о бесконечном преобразовании и взаимосвязях, о целом и частях стала ядром статьи. Я строю весь текст вокруг феномена метаморфоз, что логически укладывается в творчество героя повествования.

Далее, внедряю два элемента:
1. Микроскоп. Для детального исследования стадий развития насекомых Мериан использует этот новый инструмент, изобретение Антония ван Левенгука, современника Марии Сибиллы.
2. Кролики. – Что?! :) Золотое соотношение было выведено из решения задачи о размножении кроликов, автором которой является Леонардо Пизанский.

Прямая связь существует между ботанической живописью и Золотым сечением, но мне нужно было связать личности самих Мериан и Фибоначчи. Во времена и Леонардо, и Марии наука еще не представляла собой ту упорядоченную систему знаний и исследований, известную нам сегодня. Чаще это были разрозненные эксперименты, проводимые энтузиастами. Заслуги Леонардо перед развитием математики гораздо значительнее и глубже, чем даже открытие божественной пропорции. То же верно по отношению к Марии в искусстве.

Как Мериан не была первым иллюстратором мира насекомых, как Антоний ван Левенгук не был первым, кто догадался поместить линзу в цилиндрическую оправу, так и Леонардо из Пизы не был первым, кто открыл правило вселенской последовательности. Но все эти люди первыми просветили мир и систематизировали существующие знания в своих областях.
Для целей статьи я снова определяю общую компоненту всех троих первопроходцев как преобразование. Математик, изобретатель, художник. Части сформировали новое целое в работе Мериан и наука совершила очередной гигантский прорыв.

Обсуждаем историко-социальные условия и личные качества.
Мария Сибилла родилась за один год до конца эпохи Реформации. Деятельность Мартина Лютера не только способствовала освобождению политических решений в Европе от религиозного влияния, но и дала импульс эпохе эмансипации. Формально, государство предоставляло больше прав женщинам, однако традиционное мужское доминирование в социуме оставалось непререкаемым. Мериан откроет дорогу женщинам в ботаническую живопись и предпринимательство, а самое главное, положит начало целому разделу науки – энтомологии. В Европе XVII–XVIII вв. изучение насекомых («мерзких тварей») считалось весьма презренным занятием. Нужно было по-настоящему любить свое дело и обладать стойкостью духа, чтобы, вопреки общественному мнению, посвятить жизнь изучению этих биологических видов. Даже средства на публикацию своих книг и гравюр художница зарабатывала сама, не получая поддержки ни со стороны учёного сообщества, ни со стороны государства. Преодолев все трудности, Мария заслужила всеобщее признание еще при жизни.

В Послесловии говорится о том, что цепочки метаморфоз нескончаемы, как бесконечные числовые ряды, и продолжаются в современном обществе. Из цивилизации Слова человечество трансформируется в цивилизацию Цифры. Технологии разъединили и соединили людей. Мы атомизируемся, одновременно образуя новое целое; разрушаем старые связи, параллельно создавая новые. И только истинный художник может показать нам стоящие за единством всего сущего взаимосвязи.

РЕЗУЛЬТАТ
Здесь невозможно описать бизнес-результат или монетарную выгоду, их просто нет. Проект выполняет культурно-просветительскую функцию, апеллирует к внутреннему миру и мировоззрению читателей. Результат лежит в области эстетики, искусства, созерцательного, философского.

Название статьи – Interconnections (Взаимосвязи)
На обложке – фрагмент иллюстрации Марии Сибиллы Мериан, акварельный рисунок бабочки малый атлас (Caligo teucer), дневной бабочки альбуго (Lymnas cf. albugo [?]), неопределимой гусеницы и куколки.
На пергамене. Акварель, кроющие краски
38х30,5
СПФ АРАН. Р.IX. Оп.8. Д.55. Л.1.
Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук

Оценили проект:

2